Азбука безопасности | Афіцыйны сайт УА БДВАР
Старая версія сайта УА БДВАР
Меню

 

Старонка раздзела адукацыя Раздзел "Адукацыя"

ГалоўнаяАдукацыя › Азбука бяспекі

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с самого раннего возраста.

Задача педагогов и родителей – воспитать из детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Значительный пласт работы – это профилактика ДДТТ и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Авторы многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечают, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы.

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.

  • Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  • Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть).
  • Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
  • Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
  • Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость; неспособность правильно оценивать обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым; переоценка своих возможностей; специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

    Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения на дороге может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек, своим личным своим примером.

    Региональная карта помощи

    Статья 30-1.

    Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях Статья 19.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

    1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

    2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

    3. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

    4. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влекут наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.

    5. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.

    Ответственность несовершеннолетних и ее виды в Республике Беларусь

    В настоящее время в Республике Беларусь за совершение противоправных поступков предусмотрены два вида ответственности: административная и уголовная. Согласно законодательства Республики Беларусь административная и уголовная ответственность наступает <с 16 лет, за совершение определенных правонарушений ответственность наступает с 14-ти летнего возраста. Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток осознает, какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

    Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

    Признаки правонарушения:

    • действие или бездействие;
    • противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
    • виновное поведение человека;
    • причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда. Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);
    • совершение деяния дееспособным лицом.
    • Виновное поведение человека

      Вина — это психическое отношение правонарушителя к нарушенной норме права, совершенному деянию. наступившим последствиям.

      В зависимости оттого, как правонарушитель относится к названным компонентам, выделяют две формы вины:

      • умысел;
      • неосторожность.
      • Умысел наличествует, когда лицо осознает противоправность деяния, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает противоправность деяния и наступление общественно опасных последствий, но не желает, а только сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

        Вина в форме неосторожности подразделяется на два вида:

        • легкомыслие;

        • небрежность.

        При легкомыслии лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть. Деяние влечет меры государственного воздействия, в том числе меры юридической ответственности.

        Виды правонарушений

        Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся на проступки и преступления.

        Поскольку и преступление, и проступок — разновидности правонарушения, то их основные характеристики – противоправность,виновность, наказуемость, антиобщественная направленность – совпадают. Различия между преступлением и проступком заключены в степени общественной опасности деяния.

        Преступление – это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.

        К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.

        Проступок – правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности.

        За проступки полагаются наказания неуголовного характера – штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.

        Как правило, выделяют следующие основные виды проступков:

        • дисциплинарные (связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на работника трудовых обязанностей или нарушающие порядок отношений подчиненности по службе и т. д.);

        • административные (посягающие на установленный законом общественный порядок, отношения в области осуществления государственной власти и др.);

        • гражданско-правовые (связанные с имущественными и такими неимущественными отношениями, которые представляют для человека духовную ценность).

        Электротравматизм при рыбной ловле

        Рыбалка – любимый вид отдыха и увлечения многих людей. Но этот отдых и увлечение может представлять реальную опасность для жизни и здоровья, потому что вблизи водоемов нередко проходят воздушные линии электропередачи.

        Так, 22 апреля 2021 года ученик ГУО «Ходосовская средняя школа» Мстиславского района занимался рыбной ловлей на озере рядом с населенным пунктом Гуторовщина вблизи воздушной линии электропередачи напряжением 110 киловольт. При смене места рыбной ловли пострадавший шел по берегу озера, с разложенной удочкой (углепластиковое удилище длиной 7 м). При перемещении через поросль поднял удочку, чтобы не запутать леску и приблизился удилищем на недопустимое расстояние к нижнему проводу воздушной линии электропередачи. В результате чего попал под действие электрического тока и на нем загорелась одежда, при этом получил термические ожоги III степени 70 % тела.

        Опасность электричества в том, что порой не требуется прямого контакта с токоведущими частями, риск поражения возникает при приближении к ним на недопустимое расстояние. В распоряжении рыбаков в настоящее время имеется большое разнообразие удилищ, длина которых может достигать 12 метров, изготовленных из современных синтетических токопроводящих материалов, и представляющих реальную опасность при ловле рыбы в охранной зоне линий электропередачи. На самих удилищах размещены специальные знаки, предупреждающие об опасности ловли в грозу и вблизи воздушных линий электропередачи.

        Человек, коснувшись токоведущих частей или оголенных проводов, находящихся под напряжением, оказывается включенным в электрическую цепь. Под воздействием напряжения через его тело протекает электрический ток. Он нарушает нормальную работу нервной системы, из-за чего возникают судороги, прекращается дыхание и останавливается сердце.

        При поражении человека электрическим током умейте оказать пострадавшему первую помощь, заключающуюся в первую очередь в быстром освобождении его от действия электрического тока и проведения реанимационных действий. При необходимо срочно вызвать врача. При оказании первой помощи дорога каждая секунда. Чем больше времени человек находится под действием тока, тем меньше шансов на его спасение.

        Для предотвращения несчастных случаев от поражения электрическим током при осуществлении рыбной ловли необходимо следовать следующим правилам:

        Будьте внимательными и осторожными при выборе места для ловли рыбы, чтобы во время ловли не зацепить или приблизиться на недопустимое расстояние удочкой или леской электрические провода.

        Избегайте опасных участков, где высоковольтные линии электропередачи проходят рядом с водоемами.

        Не ловите рыбу в местах, обозначенных знаками, предупреждающими об опасности поражения электрическим током.

        Не проходите с разложенной удочкой под проводами линий электропередачи, этого может быть достаточно, чтобы попасть под напряжение.

        Профилактика игровой и компьютерной зависимости детей и подростков

        С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.

        Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению уровня тревожности. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

        По результатам исследований специалистов американской Академии детских врачей, и досуг перед монитором изменяет мышление и восприятие детей, ведет к утрате способности к внутренней речи. Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках. Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.

        Родителям следует также уделять внимание тому, сколько времени ребенок тратит на просмотр телевизора. Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране отрицательно воздействует на развитие мозга, который в этот период как раз учиться создавать образы. Телевизор весьма опасен: он лишает детей возможности избирательно направлять свое восприятие и память. Специалисты-психологи также связывают замеченный в последнее время рост речевых расстройств у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.

        Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:

        1. Увлечённость на стадии освоения. Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно. В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.

        2. Состояние возможной зависимости. Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.

        3. Выраженная зависимость. Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак. В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером. Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.

        4. Клиническая зависимость. Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, что молодой организм, таким образом, проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочнокишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Подросток начинает слышать голоса, команды, взгляд отсутствующий, пустой, потухший, потеря аппетита и интереса к жизни.

        Наступают необратимые изменения в мозге подростка. Нередко необходима изоляция и лечение, как при шизофрении. На данной стадии подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера

        В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей четко просматривается причинно-следственная связь между недостатками в воспитании и наличием зависимости. Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера внутри семьи, разобщенность между родителями, а также так называемые телевизионные семьи – всё это приводит к уязвимости в развитии эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, неспособности контролировать свои чувства, лености, безответственности, социальной дезадаптации. Наличие таких результатов в воспитании детей должна насторожить родителей, т.к. в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.

        Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь как к одному из бытовых приборов.

        Компьютерные игры всегда несовершенны. Их производители заинтересованы в том, чтобы игры продавались и менялись как можно чаще. Своеобразная цензура родителями компьютерных игр – вещь совершенно необходимая. Никто, кроме самих родителей не сможет этого сделать. Каждая игра, попавшая в руки ребёнка, должна вначале проиграться кем-то из родителей. Необходимо вникнуть в её содержание, постараться ответить на вопросы: «Что даст эта игра моему ребёнку?», «Какие качества личности она в нём разовьет?», «Есть ли в данной конкретной игре опасная для ребёнка информация и не разовьет ли она у него агрессивного стиля поведения?».

        В игре не должно быть ни одного минуса. Компьютерная игра должна:

        1. Развивать.

        2. Не содержать бранных слов и выражений.

        3. Не формировать циничного отношения к действительности.

        4. Не содержать агрессивной информации.

        5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.

        6. Не учить противозаконным поступкам.

        7. Не уродовать внешний облик человека.

        8. Не содержать сексуальной тематики.

        Аналогичной цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.

        Некоторые правила техники безопасности для родителей

        - Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.

        - Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.

        - От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.

        - Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день.

        - Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.

        Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

        1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.

        2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).

        3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.

        4. Прививать ребёнку семейное чтение.

        5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.

        6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.

        7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время

        8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.

        9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.

        10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.

        11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.

        12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение определённой информации.

        13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

        14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).

        15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.



        Противодействие информационно-психологическим манипуляциям в сети Интернет

        Вокруг нас много различной информации, но не вся она объективная и правдивая. Иногда применяются определенные технологии, чтобы специально повлиять на наши мысли и решения. Это называется «информационно-психологическое манипулирование».

        Презентация об информационно-психологическом манипулировании в интернет-среде.

        Важно помнить несколько правил, чтобы не поддаваться на подобные уловки:

        Будь критичным. При прочтении новостей или информации в интернете задавай себе вопросы. Оценивай, отражает ли информация все точки зрения, или только какую-то определенную.

        Проверяй факты. Если что-то звучит слишком удивительно или эмоционально, проверь факты. Возможно, информация представлена искаженно.

        Не поддавайся эмоциям. Иногда сообщения создаются так, чтобы вызвать у нас определенные чувства. Постарайся не позволять эмоциям влиять на твои решения.

        Слушай разные точки зрения. Не бери информацию на веру. Постарайся понять разные точки зрения, прежде чем сформировать свою.

        Будь осведомленным. Изучай вопросы, которые тебя интересуют, чтобы лучше понимать мир вокруг. Чем больше знаний, тем сложнее человека ввести в заблуждение.

        Развивая данные навыки, ты научишься ориентироваться в этой огромной информационной вселенной. Не позволяй себя использовать в деструктивных целях! Развивайся и береги себя!









        Telegram-канал "Новости Бобруйска" — @bobruisknews

        Telegram-канал "ГАИ - детям!"